Выбирая для своего домашнего кинозала проектор, вторую часть проекционной системы — собственно экран — люди часто обделяют вниманием. Сегодня мы попробуем восполнить этот пробел
Введение
Когда трава была зеленее, деревья гораздо выше, а домашний (с позволения сказать) кинотеатр состоял из диапроектора и коробки с диафильмами, никто не придавал особого значения вопросу, куда именно проецировать изображение. Выбирался свободный участок стены с более или менее однотонными обоями, а в крайнем случае на стену вешали выглаженную простыню или лист чертежного ватмана. Стереотипы, заложенные в детстве, остаются с нами на всю жизнь. И вот сегодня, оборудуя домашний кинозал дорогим специализированным широкоформатным проектором, мы часто приобретаем экран по остаточному принципу — такой, на который хватит денег после основной покупки. Ситуация же, когда цена экрана приближается к половине стоимости проектора, рассматривается как курьез. Но давайте задумаемся о том, что изображение-то, собственно говоря, мы видим как раз на экране, то есть, по сути, он является посредником при передаче видеоинформации между проектором и органами зрения. От того, насколько качественно и без потерь осуществляется это посредничество, и зависит конечный результат.
Аксиомы
Представьте себе, что, слушая любимую музыку на домашней аудиосистеме, вы будете лишены возможности воспринимать прямое излучение акустики, и качество звучания вам придется оценивать исключительно по отраженным от стен, пола и потолка звуковым волнам. Очевидно, что материал и конфигурация отражающих поверхностей окажут на итоги подобного эксперимента не меньшее, а, возможно, даже большее влияние, чем уровень звукового тракта и добротность записи на носителе. Ровно такая же ситуация складывается в проекционной системе, когда зритель видит только отраженный от экрана световой поток. Какими же параметрами характеризуются проекционные экраны? Все многообразие моделей можно разделить по трем позициям — диагонали, конструктивному исполнению и материалу собственно полотна. Причем если масштабность изображения связана только с размером экрана (что не требует расшифровки), то качество получаемой картинки в основном определяется использованным материалом, и он же во многом обусловливает конструкцию. Рекомендации по расчету оптимальной диагонали экрана в зависимости от расстояния просмотра существуют, но все они носят достаточно субъективный характер. Я считаю, что лучшим способом вычислить наиболее походящую для себя диагональ экрана остается метод проб и ошибок. Другими словами, стоит презреть любые формальные методики и попробовать разные варианты, выбрав затем тот, что в максимальной степени вас удовлетворяет. И не нужно забывать об ограничениях, налагаемых особенностями помещения и выбранной модели проектора. Хотя, на мой взгляд, проектором разумнее всего заниматься в последнюю очередь, то есть я бы советовал выбирать проектор под экран, а отнюдь не наоборот. Соотношение сторон экрана должно совпадать с аналогичным параметром проектора. Для домашнего кинотеатра оптимальным является формат 16:9. По своей конструкции экраны подразделяются на рулонные и стационарные. У первого типа рабочее полотно может сворачиваться в рулон и храниться до следующего сеанса в специальном тубусе. Таким образом, в нерабочем состоянии экран полностью замаскирован. Стационарные экраны выполнены на базе жесткой рамы и не допускают никаких трансформаций после окончания просмотра. Основными характеристиками материалов рабочего полотна являются коэффициент усиления, который определяет соотношение интенсивности падающего и отраженного от поверхности света, а также контрастность и равномерность. Эта последняя определяется отношением интенсивности света, отраженного от разных точек полотна при равномерной засветке экрана. Причем оба эти параметра рассматриваются как функция угла просмотра. Кроме того, материалом определяется и тип проекции — прямая или обратная (когда проектор устанавливается за экраном). Особняком стоят акустически прозрачные полотнища, позволяющие располагать громкоговорители позади экрана.
Выбор
На рынке проекционных экранов (как и на любом другом) есть свои законодатели моды, и одним из них, без сомнения, является американская компания Draper Inc. Ее история насчитывает уже более 100 лет и ведет начало с 1902 года, когда мистер Лютер Дрейпер решил заняться изготовлением штор для окон. На протяжении шести десятилетий портьерный бизнес был основным для фирмы. Но в 1957 году Draper Inc. зарегистрировала патент на проекционный экран для школьных классов, что и предопределило ее переход к новому направлению деятельности. Сегодня компания выпускает все возможные виды экранов, лифты, подвесы и стойки для проекторов, а также разнообразные шторы для затемнения помещений. Среди материалов, использующихся для производства экранов прямой проекции, можно выделить полотна на текстильной основе и виниловые натяжные поверхности. Первые отличаются высокой плотностью, что позволяет создавать на их базе бюджетные рулонные экраны. Виниловые полотна очень тонкие и требуют обязательного внешнего натяжения, способствующего получению идеально плоской поверхности. Правда, выполнение указанного требования повышает стоимость продукции. В особенности это относится к рулонным моделям, у которых система внешнего натяжения реализуется не столь тривиально, как в случае стационарной рамы.
ДВД-эксперт, апрель 2006 |